Как подготовить оператора по широкоформатной печати, и другие советы тем, кто решился начать «широкоформатный» бизнес.

         Казалось бы, что может быть проще? Приехал сервис-инженер, установил плоттер, все рассказал, всему обучил. Бери и печатай! В скором времени машина окупится – и начнет буквально «печатать деньги». Однако на практике не все оказывается так просто. Почему-то качество печати не соответствует ожиданиям, периодически получается брак, машина выходит из строя, сроки сдачи заказов срываются, а клиенты уходят недовольными и навсегда. Конечно, причин тому может быть множество. Как всегда, не мало зависит и от «прослойки между рулем и сиденьем».

Требования к будущему оператору по широкоформатной печати.
         Как нечего делать на дороге без знания правил дорожного движения, так и нечего делать возле плоттера без базовых представлений о принципах формирования цвета и струйной печати. Ну, разве что «на правом сиденье», в качестве ученика.
         В принципе, обучить операторскому искусству можно любого человека. Вопрос в том, сколько времени ему потребуется, чтобы начать профессионально работать с машиной. Если человек впервые видит широкоформатный струйный плоттер, не имеет базовых знаний о цвете, то естественно, это будет длительный процесс с высоким процентом брака.
         Человек, имеющий представление о цвете, о технологии печати, владеющий навыками работы на компьютере, понимающий на базовом уровне электронику и механику, будет накапливать опыт значительно эффективнее и быстрее. А ведь именно опыт делает из новичков профессионалов.
         Однако скорость и качество профессионального роста будут зависеть не только от теоретической базы, но и от ряда личных качеств, таких как обучаемость, трудоспособность, уравновешенность, спокойствие, усидчивость, терпеливость, настойчивость.

Чему предстоит обучиться будущему оператору. Несколько слов об остальном производственном персонале.
         На некоторых производствах на плечи оператора ложится выполнение всей технологической цепочки: он сам принимает файл, обрабатывает, выполняет цветокоррекцию, растрирует, загружает в принтер, следит за качеством печати и даже иногда выполняет финишные операции.
         Но я бы сказал, что это не правильно. С одной стороны, знание всей цепочки – это, конечно, большой плюс оператору. Такой сотрудник может заменить кого-то на любом участке работы. Но с другой стороны, если на него взвалить выполнение всего процесса, он просто не будет успевать. Вместо того чтобы следить за печатью, он будет обрабатывать следующий файл, затем подправлять другой и т.д., а в итоге на выходе будет большой процент брака. Либо процесс будет качественным, но медленным.
         Кроме того, грамотно организованный, управляемый производственный процесс подразумевает определенное распределение обязанностей. Когда же вся технологическая цепочка сосредоточена в руках одного сотрудника, во-первых, от него начинает зависеть практически все производство. Если с ним что-то случается (заболел, взял выходные, уволился и т.д.), восстановить процесс непросто, поскольку нет ни дизайнера, ни оператора – «универсальный» сотрудник всех их заменил. Во-вторых, на определенных этапах производства должен проводиться промежуточный контроль. В противном случае сильно возрастает риск получить брак.
         Есть и еще одна причина, по которой на производстве должен быть отдельный дизайнер. Дело в том, что даже если оператор «2 в 1» и будет успешно справляться с обязанностями дизайнера (например, в силу небольшого количества заказов), все равно он будет выполнять стандартные операции, и отведенное на них время будет также стандартным и ограниченным. Однако зачастую необходима профессиональная дизайнерская подготовка файлов, требующая большего времени и больших навыков. Бывают и ситуации, когда пришедший файл не соответствует техническим требованиям или, например, содержит опечатку. В принципе можно делать «все по правилам», т.е. игнорировать ошибки заказчиков, допущенные при подготовке файлов. Претензии, конечно, будут к дизайнеру заказчика. Однако клиент вероятнее вернется туда, где его файл перед печатью проверят и при необходимости подправят, даже если это выйдет ему дороже (поскольку придется оплатить время дизайнера).
         Что касается дизайнера, он должен уже профессионально работать с цветом и графикой, знать основные дизайнерские программы: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw и т.д.
         В обязанности этого же дизайнера может входить и растрирование файлов. Однако не все оборудование позволяет обрабатывать файл в RIP заранее – в большинстве машин процесс печати начинается до окончания процесса растрирования. В этом случае логично, что работать в RIP будет тот же человек, который отправляет файл на печать – т.е. оператор.
         В любом случае, оператор должен уметь работать с растровым процессором: подключить нужный профиль, задать необходимые параметры и т.д. Даже если эту работу выполняет дизайнер, могут возникнуть ситуации (например, после аварийной остановки машины), когда нужно срочно печатать заказ, а отрипованный файл куда-то потерялся, да и дизайнер уже спокойно спит на даче, поскольку по ночам штатные дизайнеры обычно не работают.
         Также оператор должен уметь делать цветопробу. Если он сомневается в качестве печати, он обязан утвердить цветопробу у начальника производства – в противном случае ответственность за низкое качество будет на нем.
         Если на фирме нет отдельного механика и электрика, то оператор должен иметь базовые навыки по электронике и механике, необходимые хотя бы для дистанционной работы со службой технической поддержки.
         При условии, что у оператора есть время, можно также поручить ему, например, сварку, но по-хорошему это уже не его функция. По-хорошему, за машиной должны работать оператор и помощник. Второй может практически ничего не знать ни о машине, ни о тонкостях цветовоспроизведения, но просто помогать подносить материал, делать финишную обработку, на короткое время подменять оператора (так как постоянно стоять около машины очень тяжело) и т.д.
         Итак, оператор должен обладать начальными навыками дизайнера, знать RIP и другое ПО, уметь построить профиль, однако то, что он это умеет, не значит, что это должно входить в его обязанности. И наоборот: то, что в обязанности оператора не входит выполнение всей технологической цепочки, не значит, что он не должен ее знать, поскольку в ряде ситуаций это оказывается необходимым.

Ошибки.
         До тех пор, пока оператор не достиг профессионального уровня, у него неизбежно будут возникать ошибки: перепутает материал, размер изображения (если сам готовит файл к печати), подключит не тот профиль, выберет не тот режим печати и т.д.
         Однако чтобы быть честными, надо признать: не все ошибки лежат на совести оператора, дизайнера или сотрудника, заменяющего обоих. Не мало зависит и от того, как организовано производство и в первую очередь – как подготовлено помещение.
         От плохой вытяжки, конечно, брака не будет, но будут проблемы у оператора: от головных болей до серьезного отравления и невыхода на работу. Производительность в этом случае, естественно, падает. А вот что скажется не только на качестве печати, но и на сроке службы машины – это температура и влажность в помещении. За брак и поломки будут ругать печатника, хотя в данном случае его вины не будет.
         Организационной ошибкой будет и неправильное распределение обязанностей, неправильный состав персонала. Например, как было сказано выше – ошибочно взваливать на оператора обязанности дизайнера только потому, что он обладает начальными навыками работы с цветом.
         Не безгрешны и поставщики оборудования. Ведь они должны не только выставить требования к подготовке помещения, но и проконтролировать их выполнение. Если поставщик оборудования без должного внимания относится к своим клиентам и заинтересован только в количестве продаж, от такого подхода проблемы начинаются у всех. Инженер не может запустить машину, оператор не может печатать, руководители ругаются, поскольку оба несут убытки.
         Чтобы избежать разногласий, желательно, чтобы перед инсталляцией покупатель подписал документ, подтверждающий, что помещение подготовлено в соответствии с требованиями поставщика и что как минимум один сотрудник (например, оператор или начальник производства) освобожден ото всех дел, чтобы присутствовать при инсталляции оборудования и обучении. В дальнейшем этот человек будет ответственным за данную машину.
         Во время обучения инженер проводит краткий курс по машине, показывает все электрические и механические узлы, объясняет, что за что отвечает; обучает работе с RIP и другим ПО, а также озвучивает регламентные работы по обслуживанию принтера. Затем при участии будущего оператора производится пробная печать. Идеальный вариант – если сервисный инженер остается на один день при коммерческой печати, поскольку часто оператор теряется и забывает все, чему только что научился, как только самостоятельно берет в руки мышку и начинает печать.
         Таким образом, инсталляция и запуск машины могут занять от 1 до 4 дней (в зависимости от подготовки помещения, оперативности разгрузки и некоторых других факторов), и если отношение поставщика и покупателя к установке серьезное, а оператор обучаем, то по истечении этого срока машина начинает выдавать продукцию.

Еще несколько рекомендаций.
         Если на производстве установлено несколько машин, то на каждую из них требуется свой оператор, а в случае большого количества заказов, с учетом круглосуточного посменного режима работы – два. Помощник оператора может быть один на все производство, как и дизайнер, если большего не требует, опять-таки, количество заказов.
         Также следует заранее закупить наиболее «ходовые» материалы и построить ICC-профили к ним. Поскольку оборудование для широкоформатной печати приобретают, как правило, либо РА, либо люди, накопившие опыт и капитал в «широкоформатном» производстве, они имеют представление о наиболее распространенных заказах и знают, какие материалы надо закупить.
         Итак, для каждой комбинации «материал + чернила + режим печати» (при условии постоянных влажности и температуры в помещении) строится ICC-профиль. Это может делать как кто-то из сотрудников, так и приглашенный специалист. В последнем случае каждый профиль обойдется фирме примерно в 100 $ (такова на сегодняшний день средняя стоимость данной услуги по Москве). Таким образом, удовольствие получается недешевое, но с учетом растущих требований к качеству печати – необходимое.
         Как сэкономить на построении профилей? Купите спектрофотометр и научитесь строить их сами! Стоимость этого устройства составит порядка 1200 $ не такие большие деньги в сравнении со стоимостью основного оборудования. Построению профилей обучиться не сложно, занимает оно не так много времени и требуется не так часто. Поэтому поручить эту обязанность можно тому же дизайнеру или оператору, например, за отдельную премию.

Где взять оператора?
         Конечно, взять новичка и самостоятельно вырастить из него грамотного оператора – напрашивается ответ. С порога он больших денег не потребует, а по мере профессионального роста будет доволен постепенно растущей зарплатой. Кроме того, такой «доморощенный» кадр, скорее всего, будет предан компании, честен и добросовестен. Однако следует помнить, что расти и учиться он будет, как все люди, на ошибках, оплачивать которые будет фирма, причем не только непосредственными финансовыми расходами, но и потерянными клиентами.
         А ведь потратив круглую сумму на приобретение широкоформатной машины, хочется как можно скорее ее окупить и совсем не хочется разоряться на ошибках оператора. Поэтому желательно все-таки нанять опытного печатника, которому для начала эффективной работы потребуется не несколько месяцев проб и ошибок, а несколько часов ознакомления с особенностями конкретной машины. В этом случае качество печати гарантированно будет на высоте – а с учетом сегодняшних требований рынка это дорогого стоит. Хотя, конечно, платить такому сотруднику придется больше, особой преданности к компании он испытывать не будет, а если зарплата или другие условия перестанут его устраивать, то ничто не помешает ему хлопнуть дверью и уйти.
         Поэтому наиболее дальновидным будет подстраховаться от такого поворота событий. Как было отмечено выше, желательно, чтобы у оператора был помощник, выполняющий механическую работу и способный ненадолго его подменить. Так вот из помощника (конечно, при условии его способности и желания к обучению) в дальнейшем и вырастет «свой» оператор. И даже в том случае, если на каком-то этапе дадут о себе знать амбиции первого печатника, и он уйдет в другую фирму, свой опыт он передаст уже вашему «родному» сотруднику.
         На первый взгляд может показаться, что два печатника, да еще и на начальном этапе – это перебор. Но судите сами. Начинающий оператор на самых первых шагах допускает очень много ошибок. Он еще не знает всех тонкостей. Обучить его, конечно, можно и нужно (но, как было отмечено, если делать это методом проб и ошибок, то значит – ценой брака, дополнительных расходных материалов, времени и потерянных клиентов).
         Конечно, сервис-инженер компании-поставщика за несколько часов расскажет любому оператору какие-то базовые вещи. Но инженер не должен знать всех тонкостей операторского искусства, т.е. профессионального оператора он все равно не обучит, тем более за те 2-3 дня инсталляции, которые он проводит на производстве. Оператор вырастает с опытом. Профессионализм накапливается годами.
         Поэтому в заключение хотелось бы отметить, что не следует недооценивать влияние квалификации, опытности и профессионализма оператора на качество конечной продукции и на успешность вашего «широкоформатного» бизнеса. Вы ведь не станете сажать ученика за руль своего новенького авто. Так зачем издеваться над машиной для печати денег?

         И в заключении сказанного, если оператор не имеет знаний или боится их применить, слаб и робок перед машиной, то она начинает буквально «издеваться» над ним. И если он начнет «психовать» на самых первых этапах, то, скорее всего, в дальнейшем ничего не получится. Только уравновешенный и усидчивый человек сможет освоить машину.