Измерение цвета.

 
         Всего лишь два-три десятка лет прошло с тех пор, как денситометры для печатной машины были буквально "экзотическим" оборудованием, а уж о том, чтобы в производственном цехе можно было бы на машине строить спектрофотометрические кривые или получать колориметрическую информацию - это было в области фантастики. И вот мы видим реальные, портативные, устройства, которые позволяют, не отходя от печатной машины, получать всю необходимую информацию о печатном процессе и об управлении им. Это цеховое оборудование позволяет совершенно по-новому управлять печатным процессом, поднимая это управление на новый, более высокий, качественный уровень.

Что такое цвет?
Освещение и цвет.

         Обычно мы различаем цвета только при достаточной освещённости. Свет является излучением, которое состоит из электромагнитных волн. Длина одной волны соответствует одному цвету.

         Свет излучается самоизлучателями, такими, как солнце, электрическая лампа либо монитор. Излучение, которое испускают эти предметы, часто состоит из смеси волн различной длины. Мы можем видеть длину волны только на расстоянии от 380 до 780 миллимикронов (мкм). Оно занимает промежуточное положение между ультрафиолетовым и инфракрасным излучениями.
         Белый дневной свет содержит волны любой длины примерно в одинаковых пропорциях. В синем свете наиболее интенсивны более короткие волны, в красном свете самыми интенсивными являются более длинные волны. Благодаря призме мы имеем возможность видеть различные доли цвета.


Рис. 1. Ночью все кошки серы. Только освещение позволяет видеть цвета.
 
         Монохроматический свет лазера является частным случаем, так как он состоит только из волны одной длины. Красный свет гелий-неонового (HeNe) лазера обычно имеет длину волны, равную 632 мкм.
         Большая часть предметов, которые мы видим в цвете, является не столько самоизлучателями, сколько предметами, которые преобразовывают самоизлучающийся свет в физический свет. Цвет этих предметов создаётся с помощью поглощения доли света и отражения остатка.

Как видят наши глаза?
Сетчатка наших глаз состоит из двух видов светочувствительных клеток:
         * Приблизительно 120 миллионов клеток для восприятия чёрных, белых и серых тонов
         * Приблизительно 6 миллионов клеток для восприятия иных цветов.

         Существуют три типа цветочувствительных клеток, которые реагируют на три различных участка длин волны: красный, зелёный и синий. Мы создаём смесь цветов из красного, зелёного и синего сигналов. Это даёт нам возможность различать несколько миллионов цветов.

         Международная комиссия по освещению CIE (Commission International de l’Eclairage) исследовала спектральную чувствительность людей к красному, зелёному и синему цветам в 1931 году. Результатами исследования являются стандартные функции спектральных величин для стандартного наблюдателя, который представляет нашу среднюю способность воспринимать цвета. Эти графики чувствительности составляют основу для любого измерения цвета.

         CIE определила стандартного наблюдателя при наблюдении под углами 2° и 10°, так как мы воспринимаем цвет в небольших предметах, которые мы рассматриваем под меньшим углом по-другому, чем более крупные предметы, рассматриваемые под углом 100° или большим.

         Но восприятие цвета является не столько абсолютным ощущением, сколько субъективным восприятием, находящимся под воздействием многих факторов. В то время как мы легко можем улавливать цветовые различия между двумя смежными цветовыми тонами (оттенками), запоминать цвет в точности и узнавать его с уверенностью нам кажется сложной задачей. По этой причине мы измеряем цвета для точного определения и воспроизведения цветов в качестве численного значения независимо от наших зрительных впечатлений.

Синтез цвета.
         Для понимания восприятия цветов важно понимать принципы синтеза цвета.

Аддитивный синтез цвета.

         Аддитивный синтез цвета имеет место в любом цветном изображении, которое исходит от самоизлучателей и состоит из сочетания первичных спектральных цветов: красного, зелёного и синего. Первичные спектральные цвета являются основными цветами, которые не могут быть созданы смешением других цветов. Но в свою очередь первичные спектральные цвета могут создавать все иные цвета.

Рис. 2. Цвета радуги создаются посредством спектрального разложения белого света.
 
Рис. 3. Углы наблюдения 2° и 10° стандартного наблюдателя. Мы рассматриваем небольшой участок областей цвета по-другому, чем более широкие площади цвета.
 
Рис. 4. Так люди видят цвет. Стандартные спектральные функции для стандартного наблюдателя 2° и 10° описывают нашу чувствительность к красному, зелёному и синему цветам.
Результаты аддитивного синтеза цвета следующие:

Красный + зелёный = жёлтый
Синий + зелёный = голубой
Красный + синий = пурпурный
Красный + зелёный +синий = белый

         Смешение трёх основных спектральных цветов поровну создаёт белый цвет. Изменяющаяся яркость этих цветов складывается при смешении цветов. Цвет, полученный в результате аддитивного синтеза, соответственно будет всегда ярче, чем каждый отдельный цвет, который был смешан. Цветной телевизор представляет собой типичный пример аддитивного синтеза цвета.

Субтрактивный синтез цвета (рис. 5а)

         Субтрактивный синтез физических цветов является прямой противоположностью аддитивного синтеза основных спектральных цветов. Вторичные спектральные цвета: пурпурный, жёлтый и голубой, смешанные в субтрактивном синтезе цвета, являются дополнением первичных цветов, смешанных в аддитивном синтезе цвета, как показано в таблице результатов смешивания:

Пурпурный + жёлтый = красный
Голубой + жёлтый = зелёный
Голубой + пурпурный = синий
Голубой + пурпурный + жёлтый = чёрный

         В результате смешения двух первичных цветов создаются вторичные цвета. В результате смешения двух вторичных цветов, в свою очередь, создаётся первичный цвет. В результате смешивания основных вторичных цветов поровну создаётся физический чёрный цвет. Цвет, производный от вторичных цветов, всегда будет темнее, чем цвета, которыми они производятся.

Автотипный синтез цвета (рис. 6)

         Автотипный синтез цвета происходит во время многокрасочной растровой печати. Растровые элементы голубого, пурпурного и жёлтого цветов печатаются частично рядом один с другим и частично один на другом. Так как печатные краски светонепроницаемы, красный, зелёный, чёрный и синий цвета создаются на участках совмещённой печати в результате субтрактивного синтеза цвета.
         Если отдельные растровые элементы рассматривать через увеличительное стекло, то можно видеть цвета, создаваемые субтрактивным путём. Без увеличительного стекла наши глаза не видят растровых элементов и увидят цвета, создаваемые с помощью аддитивного синтеза цветов, которые отражаются растровыми элементами. Мы называем эту замену субтрактивного синтеза цветов аддитивным автотипным смешением цветов.


Колориметрические системы и колориметрия.
Стандартные цветовые величины XYZ

         Стандартные функции спектральных величин являются основой для любого арифметического вычисления цветов путем измерения. С помощью колориметра они предоставляют стандартные цветовые градации XYZ любого цвета. Стандартные цветовые величины XYZ используются для расчета всех иных колориметрических показателей, таких как L*a*b* и L*u*v*. Стандартные цветовые величины XYZ приводят к определённому арифметическому описанию цвета. Например, определённый тип оранжевого цвета характерен для стандартных цветовых градаций с точки зрения стандартного света от источника D 65 и угла наблюдения 10°.

Никакой другой цвет не будет иметь тех же величин.

При высокой насыщенности краски градации для XYZ =100.

Рис. 5. Аддитивный синтез основных спектральных цветов. Так создаются изображения в цветном телевизоре.
 
Рис. 5а. Субтрактивный синтез физических цветов. Так, например, создаются печатные изображения.
         Наше восприятие цветов зависит от условий освещённости. Цветовое восприятие предмета будет изменяться в зависимости от того, рассматриваем ли мы его при дневном свете или при искусственном освещении. По этой причине стандартные цветовые величины XYZ имеют отношение к стандартному освещению, спектральный состав которого был определён с помощью CIE.

Существуют следующие важные стандартизированные типы света:

         * Тип А для света, излучаемого электрической лампочкой
         * C, D 50 и D 65 для меняющихся условий дневного света.

Стандартная таблица цветов CIE (рис. 7)

         Очень давно люди поняли, что стандартные цветовые градации XYZ не были достаточно ясными, и не предоставляли изображений оттенков более высокого качества, и более яркие цвета. Сначала CIE пыталась обойти этот недостаток, создавая стандартную таблицу цветов CIE, которая показывала координаты компонентов стандартных цветовых величин x и y.

         Координаты цвета x и y были дополнены стандартной хроматической величиной Y, которая описывает яркость цвета. Это создаёт цветовое пространство с координатами Yxy, в которых цветовая точка одного любого цвета фиксируется тремя величинами, характеристика, которая также отличается более новыми цветовыми моделями CIELAB и CIELUV.

Цветовые компоненты подсчитываются по формулам:

и находятся в пределах от 0 до 1. Y будет колебаться в пределах: от 0 для чёрного цвета и 100 для белого.

Оранжевый цвет, например, имеет следующие градации:

На рис. 7: контур оранжевого цвета: Шкала цветов четырёхцветной офсетной печати.
Контур жёлтого цвета: Шкала цветов монитора.


Цветовые модели CIELAB и CIELUV.
         В 1976 году CIE оптимизировала колориметрические системы с двумя новыми стандартизированными цветовыми пространствами:

         * L*a*b* цветовое пространство CIE 1976
         * L*u*v* цветовое пространство CIE 1976


Рис. 6. Автотипный синтез цвета является частным случаем многокрасочной растровой печати. Увеличительное стекло показывает субтрактивные цветовые компоненты структуры растра. Без увеличительного стекла мы видим аддитивное изображение.
         CIELAB и CIELUV в настоящее время являются самыми важными цветовыми пространствами для анализа и описания физических цветов. Формулы для подсчёта L*a*b*, L*u*v* и их полученные полярные координаты L*C*h* были определены в 1990 году с новой версией стандарта DIN 5033-3. Стандартные цветовые величины XYZ снова формируют основу для расчетов.

В цветовом пространстве L*a*b* цветовые градации определяются

L* - для яркости;
a* - для градации красно-зелёных тонов;
b* - для градации жёлто-синих тонов.

C* описывает насыщенность;
h* описывает оттенок цвета в круге CIELAB.

L* находится в пределах от 0 для чёрного цвета и до 100 для белого. Величины яркости распределяются вдоль вертикальной оси в центре цветового пространства.

         Ось а описывает переход от зелёного к красному цвету, ось b - переход от синего к жёлтому.

         Значения а* являются отрицательными на зеленом участке и положительными на красном. Аналогичным образом значения b* являются отрицательными на синем участке и положительными на жёлтом.
a и b равны нулю в бесцветном центре круга CIE.

         Насыщенность С также равна нулю в центре и увеличивается во всех направлениях по мере перехода от центра.
         В цветовом пространстве CIELUV цветовые координаты а* и b* были заменены координатами u* и v*. L* имеет одно и то же значение для обоих цветовых пространств.

Описанные величины для примера с оранжевым цветом следующие:

         Эти величины показывают основную концепцию новых цветовых пространств, например, описывая цвета со значениями измерения для * яркости, * оттенка, * насыщенности.

         Понятность новых цветовых пространств возросла с помощью новых величин измерения цвета, которые рассчитываются по гораздо менее ясным формулам, как показано в примере формул CIELAB.

         В этих формулах Xn, Yn и Zn являются стандартными цветовыми величинами цветового тела, полностью лишённого белого цвета, для определённого типа света. Координаты Xn, Yn и Zn описывают цветовую точку в цветовом пространстве. Это контрольная точка для цветовых координат.

Цветовые различия.
         Цветовые пространства L*a*b* и L*u*v* имеют особое преимущество представления цветовых различий, равноудаленных с точки зрения нашего восприятия. Это делает оценку цветовых различий между номинальными и реальными образцами более лёгкой.
         Определение цветовых различий является основой для оценки качества цвета. Это относится ко всем областям производства и к применению цветов и, конечно, к полиграфической промышленности. Растущие требования к качеству и к согласованности воспроизведения цветов удовлетворяются специальными процессами и современной технологией измерения.
         Количество цветовых различий определяется с помощью величин D (дельта). Определяемые величины D являются разницей между номинальными и реальными значениями. Все величины измерения цвета могут выражаться как значения D.

Например:

         Величины DЕ, которые оценивают все цветовые различия с точки зрения яркости, насыщенности и оттенка, приобретают особую значимость на практике. В L*a*b* цветовое пространство D Еab выражает результаты D L*, Da*, Db*. Величина подсчитывается по следующей формуле:
         Цветовые различия, которые составляют менее чем DE*ab = 1, практически незаметны, различия DE*ab = 3 и более являются ясно видимыми. Световые отклонения или слабонасыщенные цвета в большей степени подвержены отклонениям, чем более насыщенные цвета.
Рис. 7. В стандартной таблице цветов CIE показаны аддитивно описываемые цвета, которые составлены из первичных цветов: красного, зеленого и синего. По техническим причинам здесь может быть показана только одна часть теорретической шкалы цветов.
 
Рис. 8. В круге CIELAB показано поперечное сечение цветового пространства.
         Другие известные величины для выражения цветовых различий - D l:*смс и недавно определенные, но ещё не стандартизированные DE*94 .

Рис. 9. Цветовая точка какого-либо цвета определяется вертикальной координатой яркости L и цветовыми координатами +(-)a и +(-)b в цветовом пространстве L*a*b. Насыщенность C равна нулюв центре оси L и увеличивается по мере удаления от центра.

Метамерия.
Рис. 11 Метамерия является причиной небольших различий в графиках отражения. Метамерные цвета являются только условно одинаковыми. Они только кажутся одинаковыми под определенным освещением.
         Метамерия - отличие цвета от двух или более образцов в результате изменений в окружающем свете. Два образца могут выглядеть абсолютно одинаково в дневном свете, но они могут существенно отличаться один от другого при искусственном освещении.
         Метамерия не имеет никакого отношения к хорошо известному повседневному явлению, когда предмет меняет цвет под воздействием разного освещения. Когда белая одежда кажется красной под красным зонтиком от солнца, и жёлтой под жёлтым зонтиком, это не метамерия. Явление метамерии наблюдается тогда, когда красная шляпа добавляется к красной одежде таким образом, что и то и другое выглядит одинаково под одним зонтиком от солнца, но по-разному под другим.

         Прежде всего, метамерия никогда не проявляется только с одним образцом, а показывает различия цветов из-за меняющегося освещения между двумя или более образцами.

         Метамерия проявляется в случаях, когда кривые отражения света от двух образцов слегка различаются между собой. (См. рис. 11). Различие в отражении таково, что при определённом освещении не существует видимого цветового различия, но существует четкое цветовое различие под разным освещением. Мы называем такие цвета условно одинаковыми цветами, что противоположно одинаковым цветам, которые выглядят абсолютно одинаково под любым освещением благодаря абсолютно идентичным графикам отражения.

         Самые существенные различия в метамерных цветах происходят во время изменений в очень разных типах освещения, например, во время перехода от дневного света к искусственному освещению. Показатель метамерии, как определено в стандарте DIN 6172, соответственно рассчитывается с помощью спектрофотометра для перехода от источников дневного света C, D50 и D65 к искусственному освещению А.

         Метамерия особенно важна в выборе цвета для текстиля. Но также и печатаемые цвета, особенно специальными красками, должны обладать возможно малой метамерией.

Измерение цвета.
Принцип измерения.

         Мы измеряем цвет с целью объективного описания и количественного определения нашего зрительного впечатления от цвета с помощью величин цветовых измерений. Это позволяет нам определять цвета численно и передавать информацию о цветах без образца, только с помощью цифр. Другое важное применение - измерение цветовых различий между образцом и пробным печатным оттиском для обеспечения качества печати. Измерение цвета также является основой для составления специальных красок. Другая важная область применения - определение цветовых параметров открытых настольных издательских систем (НИС) как части управления цветом.

Существуют два измерительных метода для этих задач:

         • Колориметрический метод.
         • Спектральный метод.


Оба метода определены в стандарте DIN 5033.


Колориметрический метод.

         Измерительный свет, излучаемый лампой, отражается образцом и воспринимается тремя сенсорами. Фильтры, создающие в трёх цветных каналах спектральную чувствительность, соответствующую стандартным спектральным функциям, в качестве таковых имитируют спектральную чувствительность сетчатки глаза и соответствуют сенсорам глаза. Определение сигнала сенсора получает стандартные цифровые величины XYZ для красного, зелёного и синего цветов. Затем они используются для всех остальных колориметрических вычислений.

         Для недорогих и надёжных измерительных устройств создан простой принцип измерений. Но, несмотря на постоянные усовершенствования, эти измерения не достигают абсолютной точности спектрофотометра. Однако они могут применяться для сравнительных измерений.

         Некоторые ограничения, имеющиеся у данной системы, заключаются в неполном моделировании нескольких типов света, нехватке величин спектрального отражения и измерения метамерии.

Спектральные методы.
Рис. 13. Кривая отражения R спектрофотометра содержит всю информацию об измеряемом цвете.
 
Рис. 14. Кривая отражения R особого пурпурного цвета с самым низким уровнем отражения в области 570 мкм.
 
Рис. 14а. Кривая плотности D рассчитывается из кривойотражения R. максимальная плотность и минимальное отражение находятся на одной и той же длине волны.
 
Рис. 15. Спектроденситометр SD 620 может быть использован для различных цветовых измерений путем свободно выбираемых измерительных фильтров.
 
 
         Спектрофотометры измеряют величины отражения по всей видимой области спектра. Для этого спектр делится на участки с полосой пропускания 10-20 мкм. Каждый участок представляет одну величину отражения. В современных измерительных устройствах модули матричного диода (grid или grated-array-diode) или модули фильтра-диода (filter-diode) вызывают спектральное подразделение измеряемого света, отражённого образцом на секции.

         Дифракционная сетка модуля матричной сетки-диода рассекает свет и проектируется на диодную матрицу с предпочтительным количеством 256 расположенных рядом диодов. Сначала электронные элементы увеличиваются, переводятся в цифровую форму и далее оценивают сигналы высокого разрешения, производимые несколькими диодами. Первым результатом спектрального измерения является серия величин отражения, которые графически представлены как кривые отражения.

         Модуль фильтра-диода (рис. 13) состоит из нескольких диодов, соответствующих ширине узких светофильтров. Каждый диод измеряет определённую полосу пропускания спектра. Другой способ получения величин отражения заключается в освещении образца вместе с излучением спектрально узкого света волн разной длины как излучениями цветными светоизлучающими диодами. Затем спектрально широкий сенсор регистрирует отдельные величины отражения.

         Величины отражения и графики отражения предоставляют полную информацию об измеренном цвете. Стандартные цветовые величины XYZ воспроизводятся с помощью специальных вычислений, так называемой валентно-метрической оценки. Этот процесс имеет отношение к кривым отражения и стандартным функциям спектральных величин. Кривая отражения на рис. 15 , например, была построена спектрофотометром TECHKON серии SP. Кривая отражения начинается слева на синем участке спектра, начиная с длины волны 380 мкм, и заканчивается на красном участке с длиной волны 780 ммк.

Измерение монохроматической плотности.

         Кривые отражения предоставляют не только колориметрические, но так же и денситометрические величины. Этот факт привёл к созданию спектрофотометров, которые обеспечивают выбор цветовых характеристик, а также измерений величин плотности. Существуют также так называемые спектроденситометры, которые в отличие от более известных обычных денситометров снабжены модулями спектрального измерения.

         Принцип измерения этих спектроденситометров заключается в получении кривой плотности D(l) из кривой отражения R (l). Кривая плотности является пропорциональным зеркальным отображением кривой отражения: высокие значения отражения соответствуют низким значениям плотности, и наоборот. Для какой-либо любой одной длины волны кривая плотности предоставляет величины плотности и величины показателя, полученные из него, как например площадь растрового элемента, растискивание растровой точки и контраст, реализуемый при печатании.

         Стандартизированные основные цвета четырехкрасочного процесса - голубой, пурпурный и жёлтый в Европейской шкале имеют максимумы плотностей в областях 620, 540 и 430 мкм. Их плотность измеряется в этих длинах волн за одинаково стандартизированными фильтрами. Особые цвета обычно характерны для максимальной плотности в волнах разной длины и по этой причине не могут быть измерены удовлетворительно обычными денситометрами, снабженными фильтрами. Но спектроденситометры способны определять плотности в любой точке спектра с использованием фильтров, определённых математическим путём, выбранных по желанию. Это делает их подходящими для применения с любым цветом.

Современные устройства для измерения цвета
(Рис. 15–22)

         Современные методы и приборы для измерения цвета вышли на совершенно новый уровень. Фирма Techkon создала целый ряд устройств и программ для цветовых измерений в полиграфическом производстве. Эти устройства находятся в постоянном развитии и совершенствовании, и то, что вчера было совершенно новым, сегодня уже переходит во вчерашний день. А на смену ему приходит что-то более новое, более совершенное.

         Хорошие примеры динамики быстрого развития цветоизмерительных методов показывает германская фирма Techkon GmbH, в производственной программе которой еще недавно мы видели ряд устройств для денситометрических и спектрофотометрических измерений на оттисках.

         В этом разделе мы кратко рассматриваем новейшие разработки фирмы в области измерения цвета, которые были представлены, в частности, на drupa 2004.

         Сканирующие денситометры (рис. 15) революционизируют автоматические измерения плотностей и приращения тонов на любых печатных контрольных шкалах. Таким прибором достаточно просто провести вручную по измеряемому участку. Ведущие ролики на дне прибора обеспечивают прямолинейность его проводки.


         Прибор выпускается в двух вариантах: сканирующий денситометр RS 400 создан для четырехкрасочной печати; а устройство RS 800 работает на спектральной основе и поэтому особенно подходит для измерений на особых цветах.

         Посредством программного обеспечения TECHKON ExPresso (рис. 21) на базе операционной системы Windows мгновенно на экране дисплея показываются все важнейшие данные измерений, с помощью которых можно точно управлять печатной машиной. В результате сокращается время приладок. Уменьшается макулатура и повышается качество печати.

         Техническим новшеством является линейный привод LT. Сканирующий денситометр размещается на подвижном кронштейне и перемещается с помощью мотора по всей контрольной печатной полосе. Опциональный привод можно без проблем закрепить на сканирующих устройствах прежних выпусков.

         Цифровой микроскоп DigitalMicroScope DMS 910 (рис. 17) позволяет легко увидеть то, что незаметно простым глазом. С большим увеличением он показывает на экране компьютера растрирование пленки или печатной формы.


         Поставляемое программное обеспечение для среды Windows TECHKON DMS Pro рассчитывает автоматически из этого цифрового изображения точные величины заполнения площадей краской, растровые величины и углы наклона растровых рядов. При этом измерения могут быть выполнены для различных способов растрирования (амплитудно-модулированных (АМ) и частотно-модулированных (FM) и для разных линиатур растра.

         Обслуживание выполняется очень просто. Измерительный прибор размещается вручную на поверхности печатной формы. Измеряемое поле можно точно визуализировать благодаря видоискателю на верхней стороне прибора. Измеренный участок может быть представлен на экране компьютера с большим увеличением. Без проблем выполняются измерения на пленке.

         Благодаря применению высокоразрешающего режима цифровой камеры с высококачественной микроскопической оптикой и полному анализу изображения обеспечивается еще не достигавшаяся до сих пор точность измерений. DMS 910 представляет незаменимое техническое средство при калибровке пленочных и формных экспонирующих устройств и особенно пригоден при работе на системах "Из компьютера на печатную форму" (CtP).

Пленочный денситометр Film-Densitometer T120/RT120 (рис. 19)

         Денситометр проходящего света Т 120 измеряет плотности и проценты растровых точек на пленках. Вариант RT 120 может дополнительно выполнять измерения черно-белых оттисков в отраженном свете. При измерениях в отраженном света денситометром RT 120 растровые процентные величины рассчитываются по формулам Муррея-Дэвиса или Юла-Нильсена. Таким образом, прибор может применяться для измерений на печатных формах.

         При измерениях в проходящем свету надежное измерение оптических плотностей может быть выполнено для их значений до D = 6,0. При измерениях в отраженном свете на бумаге оцениваются плотности до D = 2,5. При высоких значениях оптических плотностей измерения выполняются также быстро и точно, как и при их более низких значениях.

         Световые пластины LP 20 и LP 40 являются идеальными источниками света для точных измерений. Фиксаторы надежно юстируют прибор на измеряемой поверхности. Этим самым создается интегрированная портативная измерительная система, которая по производительности не уступает большим настольным приборам.
         Модельный ряд включает два особых исполнения приборов: RT 120 PC с серийным интерфейсом и RT 120 Pol со встроенным поляризационным фильтром.

         Контрольные печатные шкалы TECHKON TCS являются важным вспомогательным средством для обеспечения качества многокрасочной печати. Они построены по последовательным цветовым зонам. Этим обеспечивается наличие в каждой цветовой зоне полнотоновых полей голубой, пурпурной, желтой и черной красок.
         Другие элементы шкал: поля для 40% и 80% заполнения площади краской, баланс по серому, смазывание и дублирование, восприятие краски и точки высоких светов.

         Контрольные печатные шкалы выпускаются на пленке или как цифровые массивы данных.

Спектральный денситометр SpeсtrоDens (рис. 20)


         Спектральный денситометр SpeсtrоDens является современным измерительным прибором с универсальными областями применения для измерения плотностей и цвета. Прибор поступил на рынок в начале 2004 года. Он предназначается для контроля цветопробы, текущего контроля качества на печатной машине, для входного контроля бумаги и печатной продукции, а также может использоваться в красочной лаборатории полиграфического предприятия.

         Как спектральный денситометр, SpectroDens сочетает в себе точность спектрофотометра с простотой обслуживания денситометра. Из спектральных данных могут быть получены значения оптических плотностей, а также колориметрические величины.

         Прибор работает по стандартам и нормам полиграфической промышленности. Так с его помощью можно особенно быстро оценить медийный клин Ugra/FOGRA, так как здесь имеется переключение простым нажатием кнопки между лабораторными измерениями без поляризационного фильтра и измерениями плотностей с поляризационным фильтром.

         Посредством кабеля USB измерительный прибор можно подключить к компьютеру. Программное обеспечение в среде Windows SpeсtroDens Connect наглядно представляет измеренные данные на экране компьютера.

Вот все основные достоинства прибора SpeсtrоDens:

         • запатентованная измерительная головка для точного и быстрого размещения на измеряемом участке
         • привлекательный, эргономический дизайн
         • портативная и удобная конструкция
         • простое и понятное обслуживание
         • измерительная автоматика всегда показывает правильную измерительную функцию
         • поляризационный фильтр включается и выключается простым нажатием кнопки
         • точное, быстрое измерение (в течение примерно 1 с.)
         • одной зарядки аккумулятора хватает на 10000 измерений
         • быстрая зарядка на практичной зарядной консоли.

         Нет сомнения в том, что линейка спектроденситометров Techkon SpectrоDens поднимаюeт цветовые измерения в полиграфии на совершенно новый уровень. Все дело в том, что необходимые в полиграфическом производстве денситометрические и спектрофотометрические измерения теперь стало возможно измерять одним и тем же прибором. Если раньше для измерения оптических плотностей (в первую очередь, конечно, цветных) полиграфическому предприятию был необходим спектроденситометр, которым промеряются оптические плотности участков изображения, а для спектрофотометрических измерений, который используется для построения цветовых профилей, необходимых цветопробным устройствам и тиражной печати - спектрофотометр, то теперь для всех этих измерений необходим только одни прибор, которым и является SpectrоDens фирмы Techkon. Все функции объединены в одном приборе (комплектация SpectrоDens Premium). Идея, заложенная конструкторами этого прибора, заключается в том, что основным устройством в этой линии является базовая модель - конфигурация Basic (первый уровень памяти), которая предназначена для измерений на оттисках цветных оптических плотностей.

         Но таких уровней памяти SpectrоDens имеет три. И для перехода к новому, более высокому, уровню необходимо только произвести модернизацию прибора более низкого уровня.

         Первый, наиболее низкий уровень прибора (режим Sample) позволяет заносить в его память результаты обычных контрольных измерений в процессе печати тиража (с отметками даты и времени измерения). Эти данные обеспечивают возможность контроля работы печатной техники и персонала, позволяют определять отклонения от заданных значений, использовать их как статистический материал для определения допусков и резервов повышения качества.

         Второй уровень памяти - конфигурация Advanced (режим Reference) содержит эталоны для сравнения данных измерений. Здесь можно по информации, полученной в результате измерений на подписном листе и оставленной как эталоны в памяти прибора, определить по последующим контрольным измерениям величины отклонений от образца и объективно устанавливать, находятся ли они в допустимых пределах. Особое удобство представляют такие объективные сравнения со шкальными цветами, например, системы Pantone, что полностью исключает вероятность появления субъективных ошибок. Во втором уровне имеется удобная возможность загрузки ближайшей по цвету краски при сравнении с образцами.

         И, наконец, третий уровень памяти - конфигурация Premium (режим Colorbook). Это действительно электронная книга цветов, которой можно всегда пользоваться, не мешая основной работе. В этой "книге" можно хранить цвета шкал и различных цветовых таблиц как Pantone, перенося их на второй уровень только тогда, когда это требует конкретная работа. Подключив SpectraDens к компьютеру, можно создать практически неограниченные возможности для хранения эталонных цветов, шкал, результатов тестирования печатных машин, параметры различных изданий, характеристики повторяющихся сложных цветовых тонов, памятных цветов, цветов корпоративного фирменного дизайна и т. п.

         SpectrоDens позволяет скорректировать отклонения в показаниях измерений на приборах различных фирм, что особенно важно для крупных предприятий.

         Новшеством в устройстве SpectrоDens является возможность смены стандартной апертуры на апертуры меньших размеров. Раньше для приборов, измеряющих отраженный свет, такая операция из-за технических сложностей могла производиться только на заводе-изготовителе и сопровождаться полной переналадкой прибора.

         В новом устройстве SpectraDens сохранены все качества, которые были присущи предыдущим приборам. Это - компактность, боковое расположение апертуры, позволяющее точно ориентировать прибор по измеряемому полю, отсутствие движущихся частей. Все модели имеют встроенный поляризационный фильтр, благодаря которому можно получать неизменные результаты измерений на "сыром" и "сухом" оттисках. При колориметрических измерениях поляризационный фильтр можно выключить.

         Все приборы фирмы TECHKON обслуживаются особым фирменным программным обеспечением. Выше мы уже упоминали программы, которые применяются при работе цветоизмерительных устройств TECHKON. На рис. 21 показаны две программы. Это TECHKON ExPresso Pro (рис. 21) и TECHKON Photolab, (рис. 22).

Рис 21. Программное обеспечение TECHKON ExPresso Pro четко отображает результаты измерения контрольных печатных шкал в форме профилей плотности. Программа разработана для печати особыми красками в количестве до 8 цветов.
 
Рис. 22. Программа TECHKON Photolab контролирует и документирует особые цвета работы, связанной с полиграфическим исполнением тиража.
 
         Программное обеспечение TECHKON SpectroDens Connect для операционной системы Windows, которое предназначено для сбора, отображения и накопления измерительных данных, которые были ранее получены с помощью прибора SpectroDens. Прибор может управляться также и с персонального компьютера с помощью этого же программного обеспечения.