О некоторых особенностях эксплуатации
сольвентных широкоформатных принтеров.

Запускаем сольвентный принтер

          Будучи техническим экспертом, я занимаюсь не только ремонтом, но и запуском в эксплуатацию оборудования для широкоформатной печати. Как показывает практика, многие проблемы возникают не по вине техники, а из-за ошибок операторов, не знакомых с тонкостями сольвентной технологии широкоформатной струйной печати.

          Я постарался обобщить мой опыт и дать несколько советов. Часть из них касаются только моделей TeckWin (производитель Shanghai Teckwin Development; накоплен солидный опыт 20 инсталляций), однако большинство применимы при работе с оборудованием подобного класса других производителей.

 
Правильный печатник – залог успеха
          Требования к уровню знаний оператора очевидны: владение на должном уровне основным графическим ПО – Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и, конечно, твёрдые навыки общения с Windows. Это обязательное, но, к сожалению, недостаточное условие: помимо прикладного ПО, необходимо знать и понимать теорию цвета, а также разбираться в свойствах материалов, на которых традиционно производится печать: баннерный винил, самоклеящаяся пленка, сетка, бумага и др. Зачем «копать» так глубоко? Хотя бы потому, что поведение одного и того же материала, хранившегося при разных условиях (температура, сроки, влажность), в печати также будет различным.
          Квалифицированный печатник может приступить к самостоятельной работе не более чем через три часа ознакомительной работы (обучения) специалистом сервис-службы, а уже через месяц самостоятельной работы оператор приобретает достаточный опыт.
          Требования к дизайнеру, который занимается приёмом работ от заказчиков и их подготовкой к печати, выше. Он должен в совершенстве знать не только необходимые программные пакеты и работать в них, но и уметь правильно создавать и применять цветовые профили (ICC) для корректной печати на разных материалах. Краски и материалы различных производителей отличаются друг от друга. Естественно, без корректирующих профилей цвет «уходит». Поэтому дизайнер должен хорошо разбираться в этом вопросе. Результат печати в первую очередь зависит от того, насколько квалифицированно подготовлен макет.
 
Приятные ошибки. Потому что чужие…
          Учёба на чужих ошибках – самый недорогой способ профессионального роста. Наиболее распространённая ошибка в подготовке макета - неправильный размер (разрешение) файла. Попытка распечатать на широком формате маленькую картинку или совместить её с «нормальным» изображением порой приводит к курьёзным результатам. Так, один из клиентов, совершающий первые шаги в широкоформатной печати, попытался отпечатать рекламный баннер, на котором была изображена девушка, держащая в руках рыбу. Фото девушки было позаимствовано из Интернета, а рыба взята из библиотеки готовых изображений. В результате, на печати получилось мутное, низкого разрешения изображение девушки, держащей роскошного, видного до последней чешуйки лосося!
          Вторая распространённая ошибка – подготовка макета без учёта свойств материала, на котором будет производиться печать. Например, многое зависит от того, где будет висеть баннер – на солнечной стороне или в тени. Некоторые заказчики «покупаются» на сочные цвета и привлекательный глянцевый баннер. Несомненно, это прекрасный материал, на который отлично ложится изображение. Отпечатанная таким образом работа великолепно выглядит… при нормальном комнатном освещении. Но стоит вывесить её на солнечную сторону, как весь эффект уничтожается бликами. Поэтому, при подготовке проекта, дизайнер должен учитывать поверхность, на которой будет «работать» баннер, и условия освещённости. Один из материалов, который способен скрыть огрехи печатника, дизайнера и даже «старых» печатающих головок – это сетка. Однако, печатая на ней, не забывайте о «подложке», на которой будет вывешена работа. Неправильно подобранный цвет может «исчезнуть» на определённом фоне. Все эти моменты и должен учесть дизайнер.
          Поставляемый с принтером с большинством сольвентных принтеров RIP (Photo Print Server (v.4.0)) -растровый процессор позволяет редактировать и создавать новые профили, предназначенные для работы с различными печатными материалами, и полностью использовать весь цветовой охват краски.
 
Площадка
          Для долговременной и успешной эксплуатации сольвентных принтеров необходимо правильно подобрать и оборудовать помещение.
          Во-первых, очень важно отсутствие запылённости -- это помогает сберечь дорогостоящие печатные головки и продлить срок их службы.
          Во-вторых, помещение, в котором установлен принтер, должно быть оборудовано системой вентиляции, позволяющей полностью обновить объём находящегося в нём воздуха не менее чем шесть раз за час. Пренебрежение этим требованием может пагубно отразиться на здоровье оператора.
          В-третьих, в помещении должны поддерживаться определённый температурный режим и влажность (+20-+28 градусов по Цельсию при влажности 60-70%). Несоблюдение этого условия пагубно отражается на качестве печати. В случае, если температура поднимается выше указанной, в печатающих головках возможна закупорка сопел из-за засыхания чернил - ухудшает качество и снижается скорость печати, возможно даже повреждение печатных головок. Если температура опускается ниже +20 градусов по Цельсию, материал недостаточно хорошо удерживает краску, а изображение попросту начинает «плыть», а так же печатающие головы начинают работать не стабильно.
 
Материалы
          Не менее существенны условия, в которых хранится запечатываемый материал. Если на складе при низкой температуре, то перед началом печати он обязательно должен «вылежаться». Категорически не рекомендуется печатать на холодном баннере: хотя во многих принтерах реализован предварительный подогрев материала, при слишком низкой температуре баннер «поведёт» -- изменится его геометрия, а работа будет испорчена. Поэтому мы рекомендуем хранить материал в помещении при температуре не ниже +18 градусов по Цельсию – в таком случае он будет готов к незамедлительной печати. Рулоны с материалом, например, самоклеющейся бумаги, должны храниться в вертикальном положении - в противном случае они сплющиваются.
 
Сервис везде!
          Что касается непосредственно сервисного обслуживания принтеров Teckwin, то покупатели получают комплект документации на русском языке, в котором подробно расписано, какие процедуры по обслуживанию машины должны выполняться самим клиентом. Разумеется, что при инсталляции принтера сервис-инженеры подробно инструктируют оператора и демонстрируют, каким образом проводятся те или иные процедуры.
          Вкратце они сводятся к следующим операциям:
ежемесячная смена фильтров при интенсивной работе;
еженедельная проверка смазки на ходовых рельсах;
ежедневная очистка определённых узлов машины от пыли;
кратковременная консервация печатных головок (погружением головок в поддон со специальным растворителем) при остановке машины на время более 2-4 часов. Такая же процедура выполняется при остановке машины на ночь.
          Как правило, соблюдения даже этих минимальных требований вполне достаточно, чтобы избежать неисправностей и брака в работе.
          В случае если принтер останавливается на более продолжительное время, мы рекомендуем не реже одного раза в три дня включать машину, осуществлять автоматическую процедуру продувки головки и, по возможности, производить десятиминутную тестовую печать, а затем снова выполнять процедуру быстрой консервации головок. Ранее нами рекомендовалась полная консервация (со снятием головок), но после изучения опыта наших клиентов мы от неё отказались -- на запуск машины после полной консервации клиент затрачивает не менее двух часов, что неприемлемо при срочных заказах. В таком случае десятиминутная тестовая печать, на которую расходуется всего 10 мл краски и 50 мл сольвента представляется более оправданной.
          Практика показала, что при соблюдении всех предписаний компании-производителя и рекомендаций сервис-инженеров принтеры Teckwin надёжны в работе, причём даже в самых экстремальных условиях эксплуатации, а в случае возникновения неисправностей просты в диагностике. Производитель оснастил их многочисленными системами защиты от так называемого «человеческого фактора». Из деталей чаще всего приходиться менять пластиковые трубки, которые изначально относятся к быстро изнашиваемым частям. В отличие от своих более сложных собратьев, принтер Teckwin имеет всего четыре электронные платы, поэтому по внешним признакам неисправности можно с 90% точностью определить вышедший из строя блок. На основании данных, полученных в ходе сервисного обслуживания и инсталляций, а также отзывов пользователей, специалистами сервисной службы составлен и предлагается на период гарантии минимальный комплект ресурсных частей - он очень полезен пользователям, удалённым от офисов поставщика принтера. Клиент получает возможность не ожидать в течение одних-двух суток прибытия сервис-инженера или необходимой детали, а, связавшись с ним по телефону, проконсультироваться и самостоятельно заменить вышедший из строя блок за один час.