Десять заповедей владельцу широкоформатного
плоттера.

Понимание всех факторов, влияющих на качество широкоформатной печати - единственный путь к достижению отличного качества каждого отпечатка.

         Широкоформатная печать - наиболее яркий пример малотиражной продукции. Конечно, встречаются тиражи в несколько десятков или даже сотню экземпляров одного плаката, но чаще - единицы. Такое штучное производство приводит к тому, что заказчик требует повышенного качества каждого оттиска.

         Статья посвящена основным аспектам управления качеством широкоформатной печати и содержит универсальные рекомендации. Следование этим "десяти заповедям" поможет счастливым обладателям устройств широкоформатной печати уменьшить количество проблем, особенно на первоначальном этапе.

 Заповедь первая
Согласование требований к качеству на начальном этапе
         Рекламные агентства при приёме заказов часто упускают из вида этап согласования качества выходной печати с пожеланиями заказчика. Последний должен получить от менеджера чёткое представление о том, на что он может рассчитывать, ещё до начала работы. У струйной печати имеются определённые ограничения и, в зависимости от параметров процесса и расходных материалов, с её помощью можно получать оттиски различного качества.
         Высококачественные оттиски стоят дороже, поскольку для их получения используются лучшие материалы и тратится больше времени на их подготовку.

         Зачем тратить лишнее время на подготовку и печать изображения с разрешением 600 dpi, если заказчик собирается повесить плакат таким образом, что к нему не подойдёшь ближе чем на три метра - ведь в этом случае более чем достаточно разрешения 300 dpi? Стоит ли сканировать изображение в сервис-бюро на барабанном сканере с высоким качеством, если на оригинал без слёз не взглянешь?

         Перед началом выполнения любого заказа по печати обязательно обсудите с заказчиком, что он хочет и что он может реально получить при конкретных исходных материалах и, главное, при той цене, которая его устроит.

Заповедь вторая
Тип оригинала

         Тип оригинала изображения во многом будет определять качество отпечатка. Наилучший вариант - оригинальный (в смысле - не дубликат) слайд достаточного (см. раздел "Разрешение при сканировании") размера. Изображения на нём очень хорошо прорисованы и имеют отличную резкость контуров.

Далее идут дубликаты оригинальных слайдов - их качество чуть хуже, поскольку они уже на "одно поколение" отстоят дальше от плёнки-оригинала, затем - отпечатанные фотографии, которые уже не столь хороши - глубокие тени и резкость контуров теряется, а отпечатки на ширпотребной фотобумаге ещё вдобавок имеют и заметную зернистость. Тем не менее, их можно использовать, но они должны быть достаточного размера, чтобы получить приемлемые результаты.
         Более того, их, безусловно, следует предпочесть негативам, с которыми у Вас будет много проблем при сканировании (из-за их малого размера и зернистости, связанной с форсированными режимами проявки). Самое главное - у Вас могут быть проблемы с заказчиком, поскольку невозможно оценить цвета тиража - их не с чем будет сравнивать. Последний тип вещественного оригинала - полиграфический оттиск. Чем выше линиатура печати и чем больше его размер, тем более он пригоден в качестве оригинала для широкоформатной печати. Тем не менее, говорить о высоком качестве в случае такого исходного материала следует с осторожностью.

         Особый разговор об электронных "оригиналах", полученных с помощью цифровых фотоаппаратов (ЦФА) - файлах, которые, строго говоря, не являются оригиналами в полиграфическом смысле. Большинство из них непригодно для широкоформатной печати из-за очень низкого разрешения ЦФА. Например, цифровые фотоаппараты в классе "ниже 1000 долларов", как правило, могут сформировать файл с оптическим разрешением не более 1000x700 пикселей (около 2 Мбайт), да ещё и сжимают его алгоритмами JРЕG (с потерей части информации). Этого недостаточно для широкоформатной печати - ведь для получения отпечатка формата АО нужно иметь файл 3200x2400 пикселей (около 23 Мбайт) для достаточно хорошей печати с разрешением 300 dpi и от 3000x4000 до 6400x4800 пикселей (от 36 до 92 Мбайт) для хорошей печати с разрешением 600 dpi. Только лучшие профессиональные цифровые фотоаппараты могут обеспечить такое оптическое, то есть реальное, разрешение, но их стоимость составляет не одну тысячу (а иногда десятков тысяч) долларов.

         Цифровые файлы из других источников, например, из профессиональных библиотек на компакт-дисках, обычно создаются сканированием слайдов и поэтому могут использоваться в качестве оригиналов, если имеют достаточный размер (см. раздел "Сканирование").

         Проверьте вместе с заказчиком качество цифровых оригиналов и убедитесь, что они соответствуют приведённым рекомендациям. На лучших компакт-дисках изображения имеют размер около 28 Мбайт и хранятся в форматах TIFF или BMP. Такие изображения предпочтительны для получения высококачественных отпечатков. Если исходный файл записан в формате Kodak PhotoCD, убедитесь, что это файл наиболее высокого разрешения. Изображения, хранящиеся в виде сжатых файлов, например, в форматах JPEG, GIF и т.д, во время процесса сжатия могут потерять много важной информации (в первую очередь, цветовую информацию в мелких деталях, а при высоких степенях сжатия и сами эти детали). По возможности избегайте пользоваться такими изображениями. Если по какой-либо причине Вы вынуждены сжимать изображения, воспользуйтесь LYW-компрессией TIFF-файлов программы Photoshop. В крайнем случае, используйте формат JPEG с небольшим коэффициентом компрессии, но никогда не применяйте JPEG-компрессию к файлам, если хотя бы какой-то элемент изображения был получен декомпрессией JPEG-файлов.

         Особо надо подчеркнуть, что речь идёт не о том, в каком виде доставят файл, а о том, в каком исходном виде он был - можно взять сильно сжатый JPEG-файл и пересохранить его в виде обычного TIFF, но от этого в нём не появится та информация, которая была безвозвратно потеряна при его сохранении в JPEG.

Заповедь третья
Качество оригинала

         Для качества печати ключевым является качество фото-оригинала, слайда или цифрового файла, поскольку именно они содержат исходную информацию. Если фотограф при съёмке по каким-либо причинам потерял фокус или снимал вне пределов глубины резкости объектива, то повышение резкости путём цифровой обработки изображения не смогут её существенно исправить.

         На качестве отпечатков сказывается также качество самих фотоплёнок и различия в процессах проявки, влияющих на зернистость изображения.

         Кроме того, если изображение на оригинале слишком затемнено или слишком осветлено, то коррекцией цвета его можно исправить далеко не всегда, поскольку в нём уже утеряна разница в контрасте близких по яркости деталей. К процессу цифровой обработки изображений применима старая аксиома: "мусор на входе - мусор на выходе". Если же исходное изображение получено в оптимальных условиях по освещённости и резкости, то соответствующая обработка позволяет проявить многие мелкие детали, которые на самом деле были в исходном изображении, но из-за низкого контраста не были видны.
         Из хорошего оригинала после цифровой обработки можно получить отпечаток, который визуально будет выглядеть "лучше оригинала". Поэтому при приёме заказа нелишне будет проверить фокусировку и зернистость оригиналов с помощью лупы.

Заповедь четвертая

Тип сканера
         Качество сканирования оригиналов очень важно для подготовки печати. Изображение, введённое сканером низкого разрешения, потеряет детали и чёткость, возникнут искажения цветов. Очень важно знать, какое качество изображения нужно получить при печати, и использовать соответствующий сканер.

1. Барабанный сканер.

          Лучшими сканерами считаются барабанные, имеющиеся в современных репро-центрах и сервис-бюро (оригинал устанавливается на внешней поверхности вращающегося цилиндра и датчик последовательно считывает оригинал). Они позволяют сканировать слайды и негативные плёнки, фотографии и растрированные оттиски.

         Основными преимуществами барабанных сканеров перед плоскостными (планшетными) являются высокая скорость сканирования, высокое качество получаемого изображения, универсальность (сканирование изображений, изготовленных как на прозрачной, так и на непрозрачной основе). Основной недостаток аппаратов данного класса - их высокая стоимость.

         Барабанный сканер обеспечивает глубокую проработку деталей в светах и тенях, и часто позволяет "вытянуть" слишком светлые или слишком тёмные оригиналы до необходимого качества. Даже сканирование классических (серебряных) чёрно-белых оригиналов осуществляется с полной проработкой в светах и тенях, что является трудоёмкой задачей для других типов сканеров.

Принцип работы барабанного сканера
         В каждый момент времени сканер считывает информацию с одной точки носителя. Поэтому для получения изображения необходимо взаимное перемещение сканирующего элемента и носителя по двум координатам. Это достигается за счёт вращения барабана с наклеенным на него носителем (слайдом) и линейного перемещения сканирующего элемента и источника света вдоль оси барабана.

Барабанные сканеры бывают разными, о чём свидетельствует диапазон цен - от 10.000 до 200.000 долларов и выше.

2. Планшетный сканер

         Полупрофессиональные планшетные сканеры стоимостью от 500 до 4.000 долларов дают уровень качества от посредственного до хорошего. Современные модели профессиональных планшетных сканеров стоимостью от 4.000 до 50.000 долларов приближаются по качеству сканирования к барабанным. Как правило, они также могут сканировать любые типы оригиналов.
         Офисные планшетные сканеры стоимостью ниже 500 долларов обеспечивают только плохое или посредственное качество, и применение их в профессиональной обработке изображений крайне нежелательно. Впрочем, плохое качество можно получить на любом сканере - есть такие мастера. Важно отметить, что, если исходное изображение плохое, то использование дорогого сканера подобно стрельбе из пушки по воробьям и может привести только к лишним затратам.

Принцип работы планшетного сканера.

         Сканируемый оригинал помещается на прозрачном неподвижном стекле. Вдоль него передвигается сканирующая каретка с источником света. Оптическая система планшетного сканера, состоящая из объектива и зеркал или призмы, проецирует световой поток от сканируемого оригинала на сканирующую головку, состоящую из трёх параллельных линеек светочувствительных элементов (CCD-матрица). Каждая линейка принимает информацию о "своём" цвете - красном (Red), зелёном (Green), синем (Blue). В результате осуществляется разделение информации о цветах. В сканирующей головке уровни освещённости преобразуются в уровни напряжения (аналоговый сигнал).

        Затем, после коррекции и обработки, аналоговый сигнал преобразуется в цифровой (двоичное представление) с помощью аналого-цифрового преобразователя (АЦП). Далее цифровой сигнал после обработки в контроллере сканера поступает в компьютер. Там данные, соответствующие изображению оригинала, обрабатываются и преобразовываются под управлением драйвера сканера, а уже с драйвером сканера взаимодействуют прикладные программы. Если сканируется прозрачный оригинал, то используется слайд-модуль - крышка, в которой параллельно сканирующей каретке сканера перемещается второй источник света.
        Планшетные сканеры выпускаются с различными интерфейсами - USB, SCSI, LPT, PCMCIA. Сканеры этого типа в настоящее время наиболее популярны и распространены.

Заповедь пятая
Разрешение при сканировании

         Сканирование оригинала при слишком низком разрешении может ухудшить качество его воспроизведения при печати. Сканирование при слишком высоком разрешении замедляет процессы его обработки и растрирования, не добавляя качества изображению. Следовательно, необходим выбор оптимального разрешения с учётом последующего масштабирования при печати.
         Оптическое разрешение при сканировании для получения отличного и высокого качества можно вычислить путём умножения разрешения широкоформатного плоттера на коэффициент линейного масштабирования изображения и уменьшения полученного результата в два-три раза* (*Данная рекомендация подходит только для плоттеров Encad. Для других устройств это соотношение может оказаться, иным. Представляется целесообразным использовать стандартное соотношение линиатуры сканирования и печати, применяемое в полиграфии, но в качестве линиатуры использовать некоторую эквивалентную величину).

         Нужное разрешение можно приближённо определить и с помощью приведённых ниже таблиц.
Процесс этот состоит из двух этапов:

Таблица 1. Объём файлов изображений для плакатов различных размеров, Мб
Размер отпечат-ка, см
Качество при 600dpi
---
приличное
хорошее
очень хорошее
отличное
Качество при 300dpi
приличное
хорошее
очень хорошее
---
---
22x28 (А4)
1,5
2,7
6,0
10,7
16,7
28x43 (А3)
3,0
5,4
12,0
21,4
16,7
50x60
7,7
13,7
30,9
54,9
85,5
60x90 (А1)
13,9
24,7
55,6
98,9
154,5
90x105 (АО)
24,3
43,3
97,3
173,0
270,4
120x150
46,4
82,4
185,4
329,6
515,0
135x180
62,6
11,2
250,3
445,0
695,2
180x240
111,2
197,8
445,0
791,0
1236
240x300
185,4
329,6
741,6
1318
2000+

         Этап I. Определите размер файла в форматах TIFF, BMP или PCX (без сжатия), нужного вам для создания отпечатка определённого размера. Для этого в левом столбце табл.1 найдите строчку, соответствующую действительному размеру создаваемого вами отпечатка. Затем найдите столбец с нужным вам качеством. На их пересечении и находится требуемый размер файла в мегабайтах.

         Пример 1. На вашем отпечатке размером 60x90 см должен быть фотографический фон максимально хорошего качества. Пользуясь приведённой выше таблицей, вы можете определить, что для этого фона потребуется файл объёмом 55,6 Мбайт при печати с разрешением 300 dpi и 154,5 Мбайт - при разрешении 600 dpi.
         Пример 2. На отпечатке размером 120x150 см требуется поместить фотографию человека в верхнем правом углу. Размер этой фотографии должен составить 50x60 см и требуется лишь посредственное качество изображения. Пользуясь приведённой выше таблицей, можно определить, что файл с фотографией должен иметь объём 7,7 Мбайт при печати с разрешением 300 dpi и 13,7 Мбайт - при разрешении 600 dpi.

         Примечание: Если объём данных, определённый Вами на этапе 1, превышает объём файла на компакт-диске или больше, чем Вы можете получить путём сканирования, придётся либо уменьшить размеры отпечатка, либо смириться с более низким качеством изображения.

         Этап 2. Теперь, когда Вы знаете объём файла после сканирования, можно определить требуемое разрешение при сканировании. Для этого в левом столбце табл.2 найдите строчку с действительным размером оригинала. Затем в этой строке найдите ячейку с нужным объёмом файла. Соответствующий этой ячейке столбец определяет требуемое оптическое разрешение при сканировании.

Таблица 2. Разрешение при сканировании оригиналов разных размеров
Размер оригинала
Размер файла в Мбайт (Кбайт) при оптическом разрешении,dpi
100
200
300
450
600
800
1000
1200
1500
1800
2000
2500
3000
35 мм
37K
134K
326K
733K
1
2
3
5
8
11
14
22
32
60 мм
149K
594K
1
3
5
9
15
21
33
47
58
91
130
75x100 мм
440K
2
4
9
16
28
43
62
97
139
172
268
386
100x125 мм
586K
2
5
12
21
37
57
82
129
185
229
358
515
125x175 мм
1/TD>
4
9
20
36
64
100
144
225
324
401
626
901
200x250 мм
2
9
20
46
82
147
229
330
515
742
916
1431
--
250x350 мм
4/TD>
16
36
81
144
256
401
577
901
1298
1602
--
--

         Из анализа таблиц следует вывод о невозможности использования большинства планшетных сканеров (естественно, имеются в виду планшетные сканеры офисного или домашнего применения) для больших коэффициентов увеличения. Например, если у Вас имеется слайд на стандартной плёнке шириной 35 мм, а Вы хотите получить отпечаток размером всего 90x60 см, то придётся сканировать его с разрешением не менее 1900 dpi для достижения хорошего и 2600 dpi для очень хорошего качества - и это для печати с разрешением 300 dpi. Чтобы добиться качества, близкого к фотографическому, при производстве больших настенных плакатов всегда нужно использовать слайды форматом не менее 4x6 см и применять профессиональные сканеры.

         ВАЖНО!!! Не пользуйтесь интерполированным разрешением.
Большинство сканеров, имеющих определённое оптическое разрешение, могут имитировать сканирование с более высоким разрешением за счёт программной интерполяции. Такой способ увеличения размеров файла не добавляет новой информации и может привести лишь к ухудшению качества изображения, прежде всего резкости. При сканировании лучше пользоваться истинным оптическим (а не интерполированным) разрешением вашего сканера. Так, сканирование при самом высоком оптическом разрешении (например, 600 dpi) лучше сканирования с более высоким интерполированным разрешением (1200 dpi).

Заповедь шестая
Обработка изображения после сканирования

         Первой и совершенно необходимой операцией коррекции отсканированного изображения является техническая ретушь. Её проведение необходимо для удаления неизбежных следов пыли и отдельных царапин на слайдах.
          Второй необходимой операцией является градационная коррекция. Она необходима из-за несовпадения цветовых пространств оттиска и оригинала; попутно "автоматически" удаляется небольшая цветная вуаль, которую все сканеры в той или иной мере добавляют к изображению во время процесса сканирования.
          Лучший способ такой коррекции - установка точки "белого" и точки "чёрного" в программе сканирования или, на худой конец, использование функции Auto Levels программы Photoshop.
          Эта функция отыскивает на изображении самый светлый и самый тёмный пиксели, преобразует их соответственно в уровни "белого" и "чёрного" и распределяет все промежуточные значения цветов в этом новом цветовом диапазоне. Такая операция подходит для большинства правильно экспонированных изображений.
         Для оригиналов с очень неравномерными гистограммами (тёмных ночных сцен, сцен с белым снеговым фоном, имеющих точку "белого", сильно отличающуюся от нейтральной, и т.д.) функция Auto Levels работает неправильно и коррекция должна выполняться вручную.

         Для всех отсканированных изображений, даже тех, что были получены на дорогих барабанных сканерах, нужно выполнить цифровое увеличение резкости. Рекомендуемым приёмом является использование функции Unsharp Mask программы Photoshop. Unsharp Mask (нерезкая маска) подчёркивает контуры изображения за счёт применения алгоритма суммарно-разностной обработки к локальным участкам изображения. При подготовке иллюстраций для широкоформатной печати, к примеру, фирма Encad рекомендует начать со следующих значений параметров: Amount 75% и Radius- 3-5 пикселей.

         Слишком глубокая нерезкая маска придаёт всему изображению тяжёлый рубленый облик: контуры начинают "светиться" белым или светло-голубым цветом, поэтому пользуйтесь этим средством умеренно. При обработке изображений, предназначенных для струйной печати, можно использовать более глубокую нерезкую маску, нежели при подготовке полиграфических отпечатков. Это возможно благодаря тому, что при струйной печати переходы "размываются" чуть больше, чем при офсетной печати за счёт других принципов формирования растра. Если Вы пользуетесь услугами репро-центра для сканирования изображений, то его сотрудники обычно выполняют все эти операции. Однако полученные изображения следует всегда проверять перед использованием.

Заповедь седьмая
Использование и настройка цветных профилей в RIP

         Программа или устройство, преобразующие Ваше изображение в последовательность точек голубого, пурпурного, жёлтого и чёрного цветов (C, M, Y, K), называется растровым процессором (RIP - Raster Image Processor), а сам процесс этого преобразования - растрированием. Перед тем, как RIP начнёт растрирование, он должен вначале согласовать цвета чернил, цвет и характеристики носителя, физический шаг, размер и расплывание (в полиграфии - растаскивание) точек при печати, влажность и температуру окружающей среды. Большинство RIP-ов используют то, что чаще всего называют профилем устройства (device profile). Обычно такие профили автоматически используются программным обеспечением при выборе пользователем типов носителя и чернил.

         Стандартные цветовые профили создаются на заводе в чистых и усреднённых условиях, с использованием свежих картриджей. Если у Вас не совсем новые картриджи или чернила, носитель, который хранился на солнечном свету в течение 6 месяцев, или влажность превышает 90%, то стандартный цветовой профиль не даст хороших результатов. В таких случаях следует создать свой цветовой профиль. Для этого используется печать специального тестового изображения и формирование нового профиля с помощью спектроденситометра и специального программного обеспечения. Если прибора нет, то создать цветовой профиль можно в службе технической поддержки вашего плоттера.

         Если Ваш RIP не поддерживает пользовательских профилей, то придётся готовить ваше изображение в самой программе Photoshop с учётом цветопередачи конкретного плоттера. В любом случае вы должны быть уверены, что выбрали из всех доступных профилей именно тот, который соответствует типу и качеству выводимого изображения.

Заповедь восьмая
Выбор растра RIP

         При рассматривании отпечатка на некотором расстоянии глаз перестаёт различать отдельные цветные точки на фоне носителя, а воспринимает интегральную яркость их групп, как если бы изображение было непрерывным и полутоновым. Поэтому вопрос о выборе подходящего растра сводится к вопросу о том, с какого расстояния Вы будете смотреть на рисунок.

Обычно RIP-ы имеют несколько типов растров:
          1. Традиционный (образующий розеточную структуру) с разными формами и размерами точек;
          2. Частотно-модулированный (стохастический и нет);
          3. Диффузный и т. п.

          Специальное стохастическое растрирование для процессов плоттерной печати было разработано для того, чтобы исключить розеточную структуру изображения, хорошо заметную при низкой линиатуре печати, характерной для широкоформатных плоттеров, или, на худой конец, сделать эту структуру менее заметной. Первоначально использовалось псевдослучайное распределение точек Новые стратегии стохастического растрирования позволяют получать всё лучшие результаты.

         К сожалению, каждый разработчик RIP использует свои названия для применяемых им вариантов стохастического растрирования, даже если они являются чьими-то аналогами. Это не даёт возможности ориентироваться по названиям при выборе алгоритма растрирования (если, конечно, в вашем RIP-е есть из чего выбирать). Поэтому для получения наилучшего качества печати убедитесь опытным путём, что Вы пользуетесь лучшим из алгоритмов, имеющихся в вашем RIP-е. Кроме того, помните, что для воспроизведения равномерных плашек больше подходят другие типы растров, нежели для полноцветных фотографических изображений. Если же Ваш дизайн содержит все типы объектов, то следует использовать растры, предназначенные для фотографий.

К вопросу о типе растровой структуры

   
Растр получаемый при установках Default и
PostScript-драйвере печати

  Традиционный растр "Diamant" (тип установок 1)   Традиционный растр "Diamant" (тип установок 2)
     
Растр "Error Diffusion" стахостического типа   Традиционный растр "Diamant" (тип установок 1)
   
         Влияние типа растровой структуры на визуальное восприятие оттиска огромно. При этом важно отметить, что не существует растра, который подходит на все случаи жизни. Соответственно, производители растровых процессоров для широкоформатной печати предлагают, как правило, несколько типов растровых структур, чтобы пользователь мог сам подобрать наиболее подходящую растровую структуру. На приведённых иллюстрациях показано различие в передаче изображений разными типами растрирования. Даже не обладая большим опытом анализа изображений, можно заметить существенную разницу. Отдельные типы растрирования непригодны совсем (например, Default Postscript), среди других можно выбирать по вкусу.

         На всех примерах вверху - изображение в нормальном масштабе, внизу - увеличенное (примерно 500%).

Заповедь девятая
Чернила и носители

         Для получения качественного изображения значительно более важным фактором, чем полагает большинство пользователей струйных плоттеров, является правильный выбор чернил и носителя. Проходит много месяцев, и лишь тогда пользователь начинает понимать, как на самом деле выглядят отличные отпечатки, и может полностью оценить, каких результатов можно добиться с соответствующими носителями и чернилами.
         Например, специально разработанные чернила Encad согласованы с печатающими головками Lexmark (используются в последних моделях плоттеров Encad) по температуре сопел и системе фильтров. Эти чернила позволяют получить правильную форму капель, траекторию их движения и геометрические размеры при "приземлении".
         Носитель определяет цвет фона и сохранность конечного отпечатка. Так как между чернилами и носителем происходит физико-химическое взаимодействие, то расчётную форму точек, оптимальную для достижения высокого качества изображения, логично ожидать в первую очередь от носителя, разработанного специально для данных чернил. И, хотя неподготовленные наблюдатели не всегда сразу заметят разницу, недостатки микрорастра (из-за плохой формы точек), цветопередачи и сохраняемости по мере накопления опыта станут очевидны.
         Физико-химическая совместимость чернил, изготовленных для конкретных типов головок, и применяемого носителя является одним из ключевых моментов управления качеством, хотя ему не всегда уделяется достаточное внимание.

К вопросу о выборе материала для печати


         Широкоформатные устройства могут печатать на различных видах материалов. Однако для того, чтобы качество оттиска соответствовало желаемому, материал следует подбирать осмотрительно. В крайнем случае, необходимо его сначала протестировать.

         Легко заметить разницу в качестве данных изображений. На материале, не пригодном для печати, чернила растекаются и плохо закрепляются, тонкие штрихи либо не воспроизводятся, либо увеличиваются в толщине, кроме того, может снизиться динамический диапазон изображения (разница в оптической плотности между самым тёмным и самым светлым участками картинки).


Заповедь десятая

Техническое обслуживание плоттера

         Даже если Вы тщательно выполнили все рекомендации, результаты не обязательно будут выглядеть "на все сто", особенно если Вы перед этим долго не печатали или, наоборот, только что поставили "свежие" картриджи. Для высококачественной печати очень важно, чтобы технологические погрешности установки сменных картриджей были скомпенсированы в процессе настройки плоттера, а в процессе их эксплуатации рабочие поверхности картриджей оставались чистыми, так же как и терминал их парковки и очистки. Потратьте время на регулировку вновь установленного картриджа! Например, в плоттерах Encad для этого предусмотрена специальная процедура, в процессе которой распечатывается тестовое изображение и с пульта плоттера вводятся корректирующие коэффициенты смещения.
Эти коэффициенты легко вычислить, используя данные визуального контроля теста с помощью увеличительного стекла. Компенсируя технологические ошибки позиционирования картриджей с точностью до одной точки разрешения устройства, Вы достигнете и отличной резкости границ, и прекрасной цветопередачи.